Меню сайта

2 Информационные процессы

Информационныепроцессы.

Компьютер — это электронный прибор, предназначенный для работы с информациейпосредством автоматизированной регистрации, хранения, приема, передачи,обработки и воспроизведения данных.

Понятие данных. Все явления природы сопровождаются энергетическимобменом. В его ходе тела выделяют и поглощают энергию. Энергетический обменсвойствен всем известным природным процессам: физическим, химическим,биологическим и их комбинациям.

Энергия распространяется в форме сигналов. При взаимодействии сигналов свеществом происходит изменение состояний и свойств материальных тел. Еслиизменение зафиксировано, говорят о том, что произошла регистрация сигнала. Такобразуются данные. Данные -это зарегистрированные сигналы любой физическойприроды.

Текст на бумаге — это зарегистрированный результат взаимодействия бумаги икрасителя. Запись на магнитной ленте — это зарегистрированные результатыизменения магнитного поля вблизи записывающей магнитной головки. Кратеры наЛуне — это зарегистрированные результаты взаимодействия космических тел с ееповерхностью. Кратеры на Земле — это зарегистрированные результаты активностивнутреннего вещества планеты.

Информация. Когда говорят о том, что компьютеры предназначены дляработы с информацией, имеют в виду, что информация содержится в данных.Компьютеры работают только с данными, а информация образуется в моментвзаимодействия данных с информационными методами.

Информационные методы. Чтобы получить информацию из данных, надообладать соответствующими информационными методами. Некоторые информационныеметоды, основанные на органах чувств, свойственны большинству людей отрождения. К ним относятся: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Некоторыеинформационные методы развиваются в процессе обучения, например чтение, знаниеязыка общения, аналитическое мышление и др. Информационный метод определяетспособ взаимодействия с данными с целью получения содержащейся в нихинформации.

Роль информационных методов. Отсутствие необходимого информационногометода не позволяет получить информацию даже при наличии данных. Например,книга представляет собой набор данных, зафиксированных в типографии краской набумаге. Чтобы получить из нее информацию, читатель должен обладать зрением,знанием русского языка и его азбуки, умением читать и мыслить логически, атакже понимать использованные термины. Но даже и этот длинный перечень непредставляет полный набор необходимых методов. Например, необходимо ещерасполагать естественным или искусственным методом для создания достаточной освещенности.Если хотя бы одного из перечисленных методов не хватает, то либо для негоподбирают адекватную замену, либо данные, содержащиеся в книге, не станутинформацией.

Мы не случайно выделили слова адекватную замену. Например, если читателькниги не знаком с русским языком, то он может привлечь переводчика, ноинформация, которую он при этом получит, будет не совсем той, которую получитчитатель, владеющий русским языком. То есть содержательная часть информациизависит как от содержательной части данных, так и от использованныхинформационных методов.

Информационные процессы. Информация образуется в моментвзаимодействия данных с информационными методами. Такое взаимодействиеназывается информационным процессом. Для человека частные информационныепроцессы сливаются в один общий непрерывный информационный процесс — онпостоянно сопровождает общение людей с внешним миром, даже во сне. У объектовживой природы общий информационный процесс прекращается вместе с процессомобмена веществ, то есть после смерти.

Процессы, связанные со сбором, хранением, поиском, обработкой,кодированием и передачей информации, называют информационными процессами.

Технические устройства также могут участвовать в информационных процессах.Простейшие примеры: теле- и радиоприемники. Для них информационный процесспрекращается вместе с прекращением рабочего энергетического обмена, то естьпосле выключения устройства.

Содержательная часть данных: сведения и команды. От содержательнойчасти данных (хотя и не только от нее, но и от использованного информационногометода) зависит содержательная часть информации. Люди уделяют повышенноевнимание содержательной части данных и различают в ней две составляющие:сведения и команды.

Для человека сведения и команды достаточно близки. Например, переченьинструкций, оп
исывающих порядок вычисления корней квадратного уравнения, можнорассматривать как совокупность команд, исполнение которых приводит кправильному решению, но можно рассматривать и как сведения о приемах решенияуравнений.

Для технических устройств различие между данными, содержащими сведения икоманды, более существенно. Например, телевизионный приемник, принимающийсигналы из эфира или от видеомагнитофона, одновременно обрабатывает оба эти типаданных. Данные, содержащие сведения, он преобразует в форму, удобную дляорганов чувств человека, а данные, содержащие команды, используются дляуправления самим приемником.

Естественные и искусственные информационные методы. Зрение, слух,мышление и другие информационные методы, относящиеся к биологическим объектам,считаются естественными. Некоторые из них свойственны только человеку,некоторые — всем живым организмам. Общими для живой природы являютсягенетические методы наследования, связанные с передачей информации от предковпотомкам через данные, хранящиеся в цепочках ДНК.

В тех случаях, когда человеку недостаточно естественных методов для работы сданными, он может использовать искусственные методы. Широко известноиспользование телескопов, микроскопов, радиоприемников, телевизионныхприемников, магнитофонов и других устройств. Например, человек не обладаетестественными органами чувств, способными регистрировать радиоволны. В этомслучае он использует радиоприемник, с помощью которого получает информацию изданных, регистрируемых антенной.

Аппаратные и программные информационные методы. Аппаратныеинформационные методы представлены техническими устройствами — приборами. Мыможем говорить о том, что микроскоп предоставляет человеку информационный методдля получения данных от объектов, не видимых невооруженным глазом. Реализованэтот метод аппаратно. Так же аппаратно, с помощью приборов, реализованы методыпрослушивания радиопередач и просмотра телевизионных передач.
Значительно позже появился новый класс искусственных методов работы с данными —программные методы. Возьмем автоматическую стиральную машину. Она способна безучастия человека выполнить замачивание, стирку, полоскание и отжим белья. Входе работы машина руководствуется информацией, поступающей от устройствауправления, в которое предварительно заложены данные, представляющие собойкоманды.

Компьютеры в информационных процессах. Важная особенностькомпьютеров, отличающая их от других приборов, предназначенных для работы синформацией, заключается в том, что современный компьютер использует все трикласса информационных методов одновременно.
1. Данные обрабатываются аппаратно.
2. Характер этой обработки зависит от работающих программ.
3. Результат обработки представляется в виде данных, пригодных длявзаимодействия с естественными информационными методами, которыми располагаетчеловек, или с искусственными методами, которыми располагают другие устройства,подключенные к компьютеру.

Благодаря гибкости компьютеры могут взаимодействовать не только с человеком,но и с любыми другими техническими устройствами, в том числе и с другимикомпьютерами — так образуются компьютерные сети. Именно благодарянеограниченным возможностям работы с любыми устройствами компьютер и сталуниверсальным прибором, способным выполнять столь разнородные функции, какрегистрация, хранение, обработка, прием, передача и воспроизведение данных.

Категория: Информатика | Дата: 10.04.13

Меню раздела
Блок