Меню сайта

Урок 1
Паскаль — это один из самых простых языков, но далеко не один из самых слабых. Изучать мы с вами будем Turbo Pascal 7.0 — так вот на нем можно написать любую программу, которая придет в голову. По возможностям он не уступает ни СИ, ни какому другому. На Паскале можно написать программную оболочку (типа Norton Commander), игрушку (типа Quake) или операционную систему (типа MS-DOS). Программы на Turbo Pascal пишутся только для платформы MS-DOS, но никак не зависят от конфигурации компьютера. Главным требованием к компьютеру является только лишь то, чтобы он был IBM PC-совместимый, что естественно, если на нем установлен MS-DOS. —
Особой теории по этому языку нет, чтобы хорошо им овладеть (тем более если это ваш первый язык программирования) необходимо больше практики. Этим мы и начнем заниматься уже в этом выпуске. При этом вам понадобиться интерпритатор Turbo Pascal 7.0 фирмы Borland — я говорил где его можно достать в предыдущем выпуске. Те, кто скачал его с моего сайта (а скачало на данный момент 73 человека) или достал где-нибудь еще, уже смогут попрактиковаться. —
При этом я обойду стандартный подход к изучению языков программирования, при котором сначала начинают изучать типы данных, используемые в языке, структуру пограммы и все такое, а начну непосредственно с написания программы, максимально при этом пытаясь объяснять понятно каждый свой ход. —
Итак, поехали… —
Ваша первая программа на Паскале.
Что ж, начнем с минимума. Предположим, что вам понадобилось написать программу, реализующую сложение двух чисел. Короче, надо сделать C = A + B- —
Теперь по шагам определим, что необходимо для создания этой программы. —
1. Нам необходимо в некоторое число C занести значение, которое будет равно сумме чисел А и В. Для таких целей в Паскале существует понятие переменной. (Это вроде икса в математике). Переменная служит для хранения какого-либо значения и имеет собственное имя. Это имя ей необходимо назначить — оно может состоять только из: —
латинских букв (A..Z)- —
цифр (0..9) (!!! но не может начинаться с цифры !!!)- —
символов подчеркивая «_»-
И не может содержать: —
Русских букв- —
Любых знаков препинания, таких как точка, запятая, восклиц. знак- —
Специальных символов, которые находятся над цифрами на клавиатуре. Это «~», «#», «$», «%» и другие.
Вот вам примеры имен переменных: —
primer1- _primer- Primer- _pr_- my_name_is_Edik-
Еще уточнение — имя переменной может быть любой длины, не превышающей 250 символов. Также не учитывается регистр букв, то есть переменные с именами Primer и pRiMeR будут рассматриваться как одна. —
Что у нас выходит? Что нам необходимо завести переменные С, А, В. (Не забывайте, все буквы латинские). Ясно, переменные мы заведем и назначим им имя (как мы это сделаем, смотрите ниже). Что теперь? А теперь мы подходим к понятию типа переменной. —
Тип переменной определяет, что с этой переменной можно сделать, и из чего она состоит (что в ней содержится). Для каждой переменной определяется ее тип. —
Зачем нам нужно определять тип переменной? Например, нам нужно, чтобы переменная содержала строку символов, к примеру «Здравствуйте!», которую мы хотим вывести на экран в качестве приветсвия. И кроме нее мы имеем переменную, содержащую число, которое мы собираемся увеличивать. Понятно, что мы не сможем сложить число со строкой, так как цифры с символами складывать невозможно. Поэтому мы определяем тип этой переменной как числовой, после чего определяем тип переменной, содержащей строку как строковой. Тогда Паскаль будет знать, что с какой переменной можно сделать, и при произведении каких-либо действий с переменными определять их тип, после чего либо производить действия, либо нет, если их произвести невозможно. —
В общем, я сказал, что у каждой переменной есть свой тип. Но как его назначить? Для этого существуют разные обозначения. Например, тип «число» обозначается как Integer, что по-английски означает «число». Зная это, мы в программе указываем, что переменная у нас типа Integer и можем ее складывать с другими, вычитать или умножать. (О других типах я расскажу позже). —
2. Итак, с типами переменных мы определились и теперь возвращаемся к нашей с вами программе. Что у нас там? Мы собираемся прибавить к переменной A переменную B и поместить результат в переменную С. —
Так как я
сказал, что складывать можно только переменные типа Integer, то нам необходимо определить тип всех трех переменных как Integer. Сделав это, мы получим возможность манипулировать ими как числами. —
Исходя из всего этого напишем программу, в которой реализуем следующие шаги: —
Напишем название программы- —
Заведем переменные, т.е. A, B, C- и зададим им тип- —
Выполним сложение и пометим результат в С-
Программа будет выглядеть следующим образом: —
Program First- —
var —
A, B, C: Integer- —
begin —
C := A + B- —
end. —
Теперь разберем эту программу по строкам: —
Program First- — это заголовок программы. Совсем необязательный, программисты просто пишут его для того, чтобы как-то озаглавить программу. Его хорошо использовать для маркировки, т.е. чтобы по нему определять, что это за программа. Всегда находится в первой строчке программы, если его разместить где-нибудь в другом месте, то это вызовет ошибку. —
var —
A, B, C: Integer-
var — Это и есть раздел описания переменных. Выше я говорил, что надо заводить необходимые переменные и придавать им определенный тип. Вот здесь это и реализуется. После служебного слова var, сообщающего Паскалю, что начался раздел объявления переменных, надо расставить все переменные, и через двоеточие указать их тип. Я говорил, что числа указываются словом Integer. Вот мы и написали: A,B,C: Integer- —
begin — это служебное слово означает, что начался раздел действий. Именно после него программа начинает свое выполнение. По-английски «begin» — значит «начало». Когда Паскаль встречает это слово, он начинает выполнение программы. У слова begin есть завершающая пара — end. Его вы можете увидеть в самом конце программы. Это слово совершенно противоположное по значению — то есть оно означает, что выполнение программы закончилось. Именно пара begin — end. и есть главной в программе, между ней находятся все действия. —
C := A + B- Это и есть то, что нам необходимо было сделать. Здесь все ясно, но думаю синтаксис этого выражения требует пояснений. Но это все далее, смотрите… —
Синтаксис выражений.
Самое главное правило — после каждой команды или выражения ставится точка с запятой — «-» Посмотрите на программу — каждая строка имеет свое завершение этим знаком. Исключение составляют только слова var и begin — это служебные слова, которые не являются процедурами или функциями. Они определяют начало какого-либо раздела программы, в частности var — начало раздела объявления переменных, а begin — раздела выполнения. Кроме этих служебных слов есть и другие, которые оглавляют разделы, например начало раздела констант, но об этом позже. Завершение имеет только раздел begin словом end, после которого ставиться точка. Точка означает конец программы, ее завершение и полную остановку выполнения. —
Кроме того, присваивание в Паскале обозначается знаком «:=»- Именно двоеточие и равно, а не просто равно. То есть, если мы хотим присвоить какой-либо переменной значение, то мы пишет эту переменную, ставим «:=» и пишем новое ее значение. Вот вам еще примеры присваиваний, как дополнение к программе: —
C := 15- —
A := 15 + 3- —
A := A + C + 3 — 12-
Отсюда имеет несколько правил синтаксиса, которые сведем в список: —
После выражений ставиться «-» —
Служебные слова, означающие начало раздела программы, не оканчиваются знаком «-» —
Присваивание значения переменной обозначается знаком «:=»
Тестирование программы.
Теперь вернемся к программе. Запустите Turbo Pascal и напечатайте ее, соблюдая все знаки и порядок строк. После того, как вы ее напечатали, надо попробовать ее запустить. Это реализуется нажатием клавиш Ctrl+F9. Если вы все правильно набрали, то окно редактора чуть-чуть мигнет (или нет, если у вас быстрый компьютер и вы просто не успеваете этого заметить). —
Если вы в чем-то ошиблись, то Паскаль не выполнит программу, а остановится, переместив курсор в строку, где совершена ошибка, и написав, что конкретно за ошибка произошла. К примеру, таким сообщением может быть: —
Error 85: «-» expected. —
Эта ошибка означает, что вы где-то забыли поставить «-«. Но пока я не советую вам самостоятельно разбираться в ошибках, просто перепечатайте программу в том виде, в каком она есть и все. Далее мы будем этим
заниматься (разбором ошибок) — но это уже потом. —
Что теперь?
А теперь, вроде все. Мы написали с вами минимальную программу, которая тем не менее уже хоть как-то демонстрирует внешний вид программы. Она еще не живая, я хочу сказать, что она не просит ни каких данных у пользователя, и не выводит ему ответ на них. Можно было бы сделать, например, чтобы запрашивалось A и В, а С (сумма) выводилась в ответ на экран. Вы уже смогли попробовать среду Турбо Паскаля, запустить программу и понять, что это такое. Теперь я хочу заострить внимание на том, что вам необходимо усвоить из этого выпуска: —
Вам необходимо полностью разобраться в каждой строчке написанной программы- —
Усвоить основные правила синтаксиса («-«, :=, begin-end, var и т.д.)- —
Понять, что необхоимо заводить переменные и как это делать- —
Понять, что такое тип переменной, как ее сделать числом и зачем это нужно- —
Обратить внимание на то, как мы запустили программу (Ctrl+F9)- (Далее я буду подробнее рассказывать о таких клавишах)
Категория: Уроки по Pascal | Дата: 03.05.13

Меню раздела
Блок